Занятие «Алгоритмическая эстафета»
Основная идея занятия:
Исследователи, IT-специалисты очень часто оказываются в ситуации, когда результат надо получить в очень сжатые сроки. Чем меньше остается времени, тем больше у программиста искушения пропустить какие-то важные шаги в разработке программы, например, проверку правильности написанного кода. На этом занятии мы попытаемся имитировать ситуацию работы в команде в условиях сжатых сроков.
Цель:
познакомить учащихся на практике с элементами и базовыми понятиями программирования, дать понимание того, что составление алгоритмов — один из основополагающих этапов решения задачи по программированию.
Задачи:
формирование умения работы в команде и согласования действий учащихся с учителем и между собой; записи простого линейного алгоритма; анализа записанного алгоритма; поиска ошибок в алгоритме.
Необходимые материалы:
- листы бумаги для записи алгоритмов для каждой команды;
- карандаши;
- экран, проектор, компьютер учителя или доска (чтобы вывести список команд, используемых в алгоритме).
Для проведения занятия Вам понадобится свободное пространство в кабинете, или на время занятия Вы можете переместиться в коридор или холл школы.
План проведения эстафеты
Подготовительный этап эстафеты
- Разбейте участников на группы по 4 человека. Вы можете использовать разные способы деления на группы: жеребьевку, карточки разного цвета (по количеству групп), расчет, либо другой удобный Вам способ.
- У каждой команды размещается листок с рисунком, для рисования которого требуется составить алгоритм, также лист бумаги, на котором перечислены используемые команды и выделено место для записи алгоритма.
Пример рисунка:
- Объяснить ученикам, что каждая группа должна составить алгоритм для робота, который перемещается по клетчатому листу бумаги и может закрашивать клетки.
- Каждая команда получает листок с рисунком.
Старт эстафеты.
По сигналу учителя участники от каждой группы начинают выполнять работу.
Окончание эстафеты.
Учитель у доски подводит итоги — “выполняет” алгоритмы и проверяет, чтобы все могли увидеть, какой алгоритм работал правильно, а какой — с ошибками.
Рефлексия.
Попросите участников успешных групп ответить на вопросы:
- Какой подход внутри группы вы выработали?
- Как вы считаете, какие ваши действия помогли успешно справиться с заданием? Какие мешали?
- Что было самым сложным при выполнении задания?
- Что давалось легко при выполнении задания?
- С какими понятиями программирования мы сегодня познакомились?
Попросите участников, у которых возникли затруднения при выполнении задания, ответить на вопросы: